ЖКХ за рубежом: не нравится поставщик электричества? Выбирай другого!
03.06.2019Во Франции, Нидерландах, США, Канаде, Польше, Словакии, Чехии, Мексике, Сингапуре, Малайзии сфера ЖКХ рассматривается как «особый вид предпринимательства», в рамках которого подрядчик (управляющая компания) получает определенную прибыль от жильцов за выполнение работ по управлению домом.
Мы решили выяснить, как сфера ЖКХ устроена за рубежом, каким образом жители других стран выстраивают свои отношения с коммунальщиками. Для этого мы изучили иностранную прессу, ведь все актуальные темы каждой конкретной страны в первую очередь отражаются в СМИ. И оказалось, что нам есть чему поучиться у жителей зарубежья - пишет российский журнал vokrugjeka.ru
Их взгляды и подходы к решению бытовых и коммунальных проблем в корне отличаются от наших. Скорее всего, так повелось со времен противостояния двух политических систем – социализма и капитализма. Для многих наших сограждан ЖКХ – это социально важная отрасль, а для европейцев и американцев – просто род бизнеса. Впрочем, обо всем по порядку.
Страхование плюс образование
Во Франции, Нидерландах, США, Канаде, Польше, Словакии, Чехии, Мексике, Сингапуре, Малайзии сфера ЖКХ рассматривается как «особый вид предпринимательства», в рамках которого подрядчик (управляющая компания) получает определенную прибыль от жильцов за выполнение работ по управлению домом.
При этом ответственность за принятые решения и проведенные работы несет не сама управляющая компания, а ассоциация или товарищество собственников жилья, поскольку именно они обладают всеми необходимыми полномочиями по управлению многоквартирным домом, и в первую очередь финансовыми (в том числе проводится работа по заключению договоров на закупку товаров и услуг). Подрядчик же готовит рекомендации для руководителей ТСЖ с обоснованием графика первоочередных работ, которые необходимо провести в многоквартирном доме.
На Западе жилищно-коммунальное хозяйство – это настоящий рыночный механизм по предоставлению самых различных услуг в отрасли, который постепенно привел к появлению определенного набора требований к любой управляющей компании, которая хочет быть конкурентоспособна и востребована.
Одно из главных условий, которое диктует рынок жилищно-коммунальных услуг сегодня, это материальная ответственность за их предоставление. Прежде всего это страхование управляющей компанией своей гражданской и материальной ответственности на случай нанесения ущерба собственникам жилья в результате неправильных действий со своей стороны.
Страхование ответственности в жилищном секторе развито в большинстве стран Европы и Америки. Без него управляющим организациям в данном секторе место «заказано». И чем больше у обслуживающей жилищный сектор компании документов, сертификатов, грамот и т.д., подтверждающих профессионализм, опыт работы и финансовую стабильность, соответствующих стандартам в сфере ЖКХ, тем быстрее она займет свою нишу на рынке.
Сегодня за рубежом существует множество обучающих курсов – как для начинающих управленцев, так и для повышающих квалификацию представителей профессионального сообщества, особенно в сфере управления многоквартирными домами. Многие вузы готовят выпускников по этому направлению. При этом европейское законодательство предъявляет весьма высокие требования к специалистам в сфере управления недвижимостью. Так, например, в Германии они должны иметь высшее образование, а также квалификацию экономиста, инженера, юриста или социального работника. В перечень требований входят такие качества личностного характера, как коммуникабельность, умение вести переговоры, навыки психологии и т.д.
В Венгрии закон «О товариществах собственников жилья» гласит, что работать в управляющих организациях имеют право только профессиональные кадры, прошедшие соответствующее обучение и имеющие государственный сертификат. С 2000 года в стране официально введено обучение по государственным образовательным стандартам по специальностям «Управляющий кондоминиума» и «Управляющий недвижимостью». Подготовка и выпуск специалистов ведутся в соответствии с распоряжением МВД Венгрии.
Швеция: скандинавский расчет
Превращение управления многоквартирным домом в отдельный вид предпринимательской деятельности, рост выгодных предложений со стороны профессионального сообщества по сокращению затрат на обслуживание или по внедрению современных технологий привело к формированию конкурентного рынка услуг и стало причиной широкой социальной активности со стороны населения. Так, в Швеции появилось целое движение квартиросъемщиков, которые постоянно проводят мониторинг уровня и качества жилищных услуг, отслеживают цены на коммуналку, анализируют их обоснованность, контактируют с госорганами, защищают права граждан в суде, занимаются жилищным просвещением.
Сегодня на территории Швеции действует сразу несколько союзов и ассоциаций квартиросъемщиков, объединяющих сотни тысяч граждан. Они обладают огромным влиянием на политические и экономические процессы в стране – вплоть до того, что от их поддержки зависят рейтинги политических партий, особенно в период выборных кампаний. Такие ассоциации имеют свою штаб-квартиру, региональные и местные отделения.
Одна из основных задач, стоящих перед такими объединениями, – вовлечение квартиросъемщиков в процесс выработки грамотных управленческих решений по обслуживанию своих домов. В настоящее время выработано два варианта предоставления коммунальных услуг жильцам. Их можно назвать «расчетливый» и «экономный». «Расчетливый» предполагает оплату только тех услуг, которые выбрал сам квартиросъемщик. В зависимости от его выбора рассчитывается ежемесячная квартплата. Как говорится, ничего лишнего. «Экономный» вариант удобнее для тех, кто бережно относится к расходования коммунальных ресурсов, ставит умные приборы и т.д., в общем, экономит на квартплате.
Интересно, что для решения споров между гражданами и поставщиками услуг в Швеции создан отдельный вид суда – Жилищный суд, который с успехом решает все проблемные вопросы в отрасли. В результате его работы сфера ЖКХ стала максимально открытой и прозрачной на всех уровнях. Успешно решаются вопросы с действиями монополистов на рынке коммунальных услуг, особенно когда дело касается необоснованного повышения тарифов.
Финляндия: у инвестора есть гарантии
ЖКХ в Финляндии всегда отличалось высоким качеством инфраструктуры и обслуживания. На сегодняшний день в этой небольшой стране насчитывается порядка 1,5 млн домов, которые объединены в акционерные общества. Это порядка 70 тысяч объединений, 50 тысяч из них выбрали внешний способ управления – специальных операторов, оставшиеся 20 тысяч – самостоятельный способ управления.
В первом случае с оператором заключается специальный договор на управление, в котором закреплены условия и перечень услуг и расценки на обслуживание. Далее оператор на конкурсной основе выбирает эксплуатирующую организацию (подрядчика), которая, в свою очередь, либо самостоятельно занимается обслуживанием дома, либо по договору со специализированными компаниями (ремонтно-строительные, уборка территории, снега, охрана, вывоз мусора и пр.). При этом эксплуатирующая организация ежегодно отчитывается перед акционерным обществом о доходах и расходах, а также о балансе объединения.
При этом в столице Финляндии Хельсинки все коммунальные и инженерные системы находятся в собственности города. Руководство муниципалитета считает, что это гарантия того, что никто не отключит отопление ни при каких обстоятельствах. Хотя в то же время многие электростанции в Финляндии принадлежат частным лицам и все работает как часы.
Как говорят сами финны, все это потому, что жилищно-коммунальное хозяйство в скандинавских странах – это поставленный бизнес со своими устоявшимися правилами игры, минимизация издержек и использование передовых технологий. Взять ту же поставку теплоэнергии или электроэнергии, для выработки которой, как правило, задействуют три источника: уголь, газ и гидроэлектростанции. А у жителей Финляндии есть право и технические возможности выбрать, у кого выгоднее покупать услуги. В случае выбора электропитания от солнечных батарей гражданин должен оплатить городским сетям услуги передачи электроэнергии от альтернативных источников. При этом власти следят, чтобы у компаний не было конкурентных преимуществ.
На случай экстремальных морозов в том же Хельсинки есть специальные резервные станции, которые работают на масле. Кстати, одна из главных достопримечательностей столицы Финляндии – две… отапливаемые улицы. Такие экономные европейцы – и вдруг отапливают улицу? Секрет в том, что энергия, идущая на их обогрев, – это вторичное тепло от зданий, без всяких дополнительных затрат.
Конечно, в Финляндии нет такого износа коммунальных систем, как в России, да и географические масштабы другие. Но в любом случае на поддержание систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии, на их обновление, на новые проекты необходимы средства. А инвестор или концессионер готов вкладывать деньги лишь в тот бизнес, где абсолютно прозрачны и понятны правила игры, где кредит – не проблема ни для муниципальной, ни для частной структуры, и где есть гарантии возврата вложений с прибылью. К примеру, Хельсинский водоканал – исключительно коммерческая структура с отдельным бюджетом, владеет им город. В свое время для обновления основных инженерных систем водоканала был взят кредит в €150 млн сроком на 20 лет, и теперь успешно функционирующее, прибыльное предприятие постепенно выплачивает его из своих доходов.
Германия: мусор в законе
В многоквартирных домах Германии создан аналог российских ТСЖ. Жители многоэтажек ежемесячно вносят определенные суммы в «общий котел», причем размер взносов утверждается на общем собрании жильцов. Средства распределяются следующим образом: часть идет на текущие общедомовые нужды (ремонт, уборку, вывоз мусора и т.д.), другая часть – на капитальный ремонт. Кстати, порядок, частота и время уборки подъездов и придомовой территории также решается на общем собрании. При этом если жители готовы нанять специалиста по «клинингу», тогда это закладывается в бюджет и соответственно в стоимость сборов. Если же граждане не хотят нести дополнительные расходы, тогда уборка производится силами самих жильцов в соответствии с графиком. На поставку воды, электричества и газа каждый собственник недвижимости заключает индивидуальный договор с поставщиком. Хотя зачастую рачительные немцы стараются обеспечить независимое отопление своих домов – с помощью бойлерных или индивидуальных тепловых пунктов.
Отдельно поговорим о вывозе мусора. В Германии, как и во многих европейских странах, давно внедрена система сортировки мусора перед его утилизацией. Как правило, существует три вида контейнеров: для пищевых и органических отходов, для бумаги и для неорганических и химических отходов. Все они находятся в собственности компаний, обеспечивающих вывоз и переработку мусора, и имеют весьма ограниченный объем. С немецкой скрупулезностью следят и за сортировкой мусора: если гражданин перепутает контейнер и выбросит свой мусор не туда, куда положено, то в следующем месяце в его платежке будет выставлен дополнительный счет (а если дом многоквартирный, то «письмо счастья» получат все его жильцы).
За нарушителями ведется тщательная слежка как со стороны компаний, так и недовольных соседей. Бывают, что даже нанимают специальных агентов, которые по составу мусора могут вывести на его «владельца». В среднем семья, проживающая в частном доме, платит за вывоз мусора около €40–50 за квартал. В эту стоимость входит вывоз мусора объемом около 450 л (по 150 л на каждый вид отходов) и один раз в три месяца вывоз одной крупногабаритной вещи типа шкафа или старой ванны. Строительный мусор оплачивается отдельно.
Польша: да здравствует конкуренция
Польша изменила систему управления в сфере ЖКХ, превратив ее в акционерное общество со 100-процентным государственным капиталом. Оказание всех видов коммунальных услуг стали приоритетом единого холдинга. Его девизом стало обеспечение надежности функционирования всех коммунальных объектов и улучшение качества обслуживания граждан.
Сегодня в коммунальном хозяйстве Польши задействованы учреждения с разными видами собственности. Например, в Краковский коммунальный холдинг входят предприятия энергетики, водоканала, муниципального транспорта. При этом 100% акций холдинга принадлежит Гмине (мэрии) города Кракова. То есть город единолично осуществляет контроль за распределением финансовых потоков, производством, работой поставщиков. И даже несмотря на то, что Краковский коммунальный холдинг является акционерным обществом, до сих пор не продано ни одной акции.
Вместе с тем, рынок таких услуг, как уборка, вывоз мусора, текущий ремонт жилья весьма успешно освоили частные польские фирмы. Для пополнения парка техники, приобретения необходимого оборудования и модернизации старого они пользуются льготными госкредитами.
В странах Восточной Европы организации, которые занимались комплексным обеспечением функционирования коммунальной инфраструктуры – от управления до подрядных работ – постепенно разделились на организации более узкой специализации в соответствии с требованиями повышения экономической эффективности их деятельности. Что в итоге привело к усилению конкуренции, снижению расценок на коммунальные услуги и повышению их качества…
Источник: vokrugjeka.ru (прямая ссылка https://urlzs.com/ft4Uu)