Как изменятся тарифы на коммунальные услуги в 2020 году?
22.01.2020Потребителям возместят более 15 млрд тенге в виде снижения тарифов.
С начала 2020 года в Казахстане ожидается изменение тарифов на коммунальные услуги. В ответе на запрос Informburo.kz в Комитете по регулированию естественных монополий МНЭ РК (КРЕМ) сообщили, что тарифы для физических лиц в среднем повысятся на 0,54%, для юридических – на 5%.
Informburo.kz выяснил, как именно изменятся тарифы, и какие коммунальные службы подали заявки на изменение смет.
Как изменятся тарифы в 2020 году?
По всем коммунальным услугам (кроме электроснабжения) ожидается снижение тарифов для физических лиц примерно на 2%, сообщает КРЕМ. Однако тариф на электроэнергию вырос на 5-6%. Таким образом средний рост тарифов на коммунальные услуги составил 0,54%.
Достигнуть снижения тарифов удалось двумя способами. Во-первых, по итогам деятельности коммунальных служб в 2018 году внедрён временный компенсирующий тариф во всех регионах. Общая сумма компенсации 15,7 млрд тенге. Эти деньги будут возмещены потребителям через снижение тарифов в 2020 году.
Временный компенсирующий тариф КРЕМ устанавливает тем коммунальным службам, которые не выполнили свои инвестиционные обязательства или не исполнили ранее утверждённые затраты.
То есть коммунальная служба, когда утверждает тариф у регионального департамента КРЕМ, включает в стоимость своих услуг какие-либо затраты, планирует модернизацию инфраструктуры или же осуществление амортизационных отчислений.
КРЕМ оценивает сумму не исполненных обязательств и обязует коммунальную службу вернуть эти деньги потребителям. Для этого на определённое время у коммунальной службы снижается тариф. То есть деньги возвращаются не на прямую, а через снижение стоимости услуг. Разницу между компенсирующим и раннее утверждённым тарифами покрывает сама коммунальная служба.
Во-вторых, КРЕМ удалось проанализировать деятельность коммунальных компаний и оптимизировать некоторые расходы. Общая сумма экономии 10,4 млрд тенге.
В свою очередь рост тарифов на электроэнергию объясняется повышением предельных тарифов энергопроизводящих станций. Соответствующий приказ исполняющего обязанности министра энергетики РК вышел в сентябре прошлого года.
Что касается юридических лиц, то ожидается среднее повышение тарифов на 5%. Предельные тарифы утверждаются на пять лет. И изначально плановый рост тарифов составлял 15,5%. Однако благодаря оптимизации расходов коммунальных служб и внедрению компенсирующего тарифа рост составляет всего 5%.
Тариф на электроэнергию для юридических лиц вырастет на 8%
Министерство энергетики РК повысило предельный тариф ряда энергопроизводящих станций на 15,7% (в среднем на 0,9 тенге\кВтчас).
Тарифы энергопроизводящих организаций разделены на две составляющие: тариф на электроэнергию и тариф на поддержание готовности электрической мощности.
Однако это не тариф для конечного потребителя. Это тариф, по которому станция реализует электроэнергию энергопередающим организациям.
В итоге, среднее повышение тарифов для физических лиц составит 5-6%, для юридических – 8%. При этом потребителям возместят в 2020 году 3,32 млрд тенге в виде снижения тарифов.
К примеру, среднеотпускной тариф ТОО "Астанаэнергосбыт" (Нур-Султан) для физических лиц составляет 12,72 тенге\кВтч (с учётом НДС), для юридических – 16,87 тенге\кВтч (без НДС).
Для сравнения, среднеотпускной тариф у ТОО "Алматыэнергосбыт" для физических лиц составляет 19,17 тенге\кВтч (с учётом НДС), для юридических лиц – 17,12 тенге\кВтч (без НДС).
Сейчас для физических лиц действует дифференцированный тариф в зависимости от объёмов потребления. То есть если потребитель использовал на бытовые нужды больше определённого количества электроэнергии, то будет платить по большему или максимальному тарифу.
Объём потребляемой электроэнергии, превышение которого влечёт увеличение тарифа, определяется по специальной формуле. Также дифференцированный тариф зависит от того, использует ли потребитель электрические плиты, сколько человек проживает в квартире. То есть в каждом регионе этот объём будет разным.
Однако депутаты и некоторые представители бизнеса всё ещё поднимают вопрос о дифференцированных тарифах по времени суток для юридических лиц. Тариф за использование электроэнергии в дневное и ночное время уравняли несколько лет назад. Раньше ночью электроэнергия стоила дешевле.
Поэтому ряд предприятий адаптировали своё производство под данный тариф. Его отмена повлекла за собой повышение себестоимости продукции.
В декабре прошлого года депутаты Мажилиса написали запрос премьер-министру РК Аскару Мамину, где просили рассмотреть возможности возврата к дифференцированному тарифу по времени суток.
"Возросли только расходы граждан и сельхозтоваропроизводителей. А ведь рынок и население в своё время поверили Правительству, закупили и установили недешёвые двухтарифные счётчики и другое оборудование, перестроили производственный процесс и работу трудовых коллективов", – говорится в запросе.
К примеру, "Алматинский завод тяжелого машиностроения". В своё время компания перестроила деятельность под тариф по времени суток, и отмена такого тарифа повысила себестоимость продукции.
"Должно быть несколько вариантов для потребителей электроэнергии, поскольку это влияет на экономику производств, в частности на нашу производственную деятельность. Отмена ночных тарифов повлияла на себестоимость продукции порядка 10-12%", – заявил генеральный директор АО "Алматинский завод тяжелого машиностроения" Жетписбай Едигенов в ходе заседания совета по тарифам НПП "Атамекен" в ноябре 2019 года.
Однако ранее заместитель премьер-министра РК Роман Скляр, отвечая на другой аналогичный запрос депутатов, заявил о нецелесообразности возврата к тарифам по времени суток. За время действия такого дифференцированного тарифа ночное потребление электроэнергии увеличилось на 0,5%, вечернее – снизилось на 1,2%.
Согласно структуре тарифа, стоимость электроэнергии в ночное время была ниже себестоимости, что привело к образованию убытков у энергоснабжающих организаций, написал Скляр.
Потребителям возместят свыше 7 млрд тенге в виде снижения тарифов за водоснабжение и водоотведение
В беседе с Informburo.kz заместитель председателя комитета по регулированию естественных монополий МНЭ РК Ерболат Ибрайханов сообщил, что по всем видам услуг (кроме электроснабжения) тарифы в 2020 году снизятся примерно на 2%.
В сфере водоснабжения и водоотведения удалось несколько снизить цены за счёт внедрения компенсирующего тарифа на общую сумму свыше семи млрд тенге (в сфере водоснабжения 5,16 млрд тенге, в сфере водоотведения 1,93 млрд тенге). Также стоимость услуг снизится за счёт оптимизации некоторых расходов коммунальных служб (в сферах водоснабжения – 2,26 млрд тенге и водоотведения – 0,67 млрд тенге).
Сам тариф на водоснабжение формируется из многих факторов:
В июне 2019 года в ходе заседания правительства, будучи министром индустрии и инфраструктурного развития РК, Роман Скляр заявил, что по всем регионам тариф на воду совершенно разный.
"Существующие тарифы на воду в сельской местности отличаются по регионам и имеют сильный разброс от минимального – 25 тенге за 1 метр3 в Жамбылской области до максимального – 3 992 тенге в Костанайской области", – заявил тогда Роман Скляр.
К примеру, компенсирующий тариф в Нур-Султане (поставщик ГКП "Астана су арнасы") для физических лиц составляет 45,68 тенге\м3 (с учётом НДС). А ранее утверждённый предельный тариф для физлиц – 50,19 тенге\м3 (с учётом НДС).
А вот в Алматы (поставщик ГКП "Алматы су") до конца января 2020 года действует тариф для физических лиц в размере 50,01 тенге\м3 (с учётом НДС). С начала февраля – 48 тенге\м3 (с учётом НДС).
Расходы служб теплоснабжения оптимизированы на семь млрд тенге
Коммунальные компании, оказывающие услуги теплоснабжения, пострадали от проверок КРЕМ больше всех:
По данным КРЕМ, среднеотпускной тариф по Казахстану в 2020 году составит 3 215,6 тенге\Гкал. Это ниже уровня 2018 года (3 761,2 тенге\Гкал). В Нур-Султане среднеотпускной тариф для физических лиц составляет 2 437,97 тенге\Гкал (с учётом НДС), для юридических – 3 907,37 тенге\Гкал (с учётом НДС).
Организация теплоснабжения регулируется Правилами пользования тепловой энергией.
На тарифы, в том числе и на теплоснабжение, влияют регулируемые и нерегулируемые факторы. Регулируемые факторы:
Нерегулируемые факторы:
Снижение тарифов повлияло на рост инфляции
В начале 2019 года тарифы на коммунальные услуги снизились. Тогда тепловая энергия подешевела на 2,2%, услуги канализации – на 2,1%, водоснабжения – на 2%, а электроэнергия – на 1,4%. И в январе была дефляция – отрицательный рост цен. Это случай был аномальным, так как обычно зимой инфляция выше нежели летом.
В июле прошлого года директор департамента макроэкономического анализа и прогнозирования Министерства национальной экономики РК Аскар Джапаркулов заявил в ходе брифинга в СЦК, что инфляция не выйдет за пределы 4-6% из-за снижения тарифов на коммунальные услуги.
"Мы не ожидаем, что инфляция выйдет за пределы 6%, поскольку этому способствует снижение цен на коммунальные услуги, которые сидят в корзине инфляции. Более-менее рост (есть. – Авт.) по непродовольственным товарам", – сказал Аскар Джапаркулов.
В конце 2019 года Национальный банк РК прогнозировал ускорение инфляции платных услуг. Аналитики банка полагали, что положительный эффект от снижения цен на регулируемые услуги в начале 2019 года исчерпывает себя.
"Кроме того, ускорению роста цен и тарифов на регулируемые услуги в начале 2020 года будет способствовать повышение предельных тарифов на электроэнергию энергопроизводящими и, как следствие, энергоснабжающими компаниями", – сообщает Нацбанк.
Коммунальные службы оштрафованы на 470 млн тенге
В 2019 году КРЕМ провёл 252 проверки возможного нарушения закона "О естественных монополий". Из них 247 внеплановых проверок и пять переходящих с предыдущего года. При этом 120 проверок завершено с выявлением различных нарушений.
"Количество вынесенных предписаний составило – 432, из них исполнено – 286 предписаний, 146 находятся на исполнении, в том числе ведётся работа по принудительному исполнению предписаний," – сообщает КРЕМ.
Всего в 2019 году наложено административных штрафов на сумму свыше 470 млн тенге по 404 правонарушениям.
Вместе с тем коммунальные службы сталкиваются с проблемами, когда потребители не платят за услуги. А также нужно регулярно обслуживать или менять инфраструктуру.
К примеру, советник генерального директора АО "Жайыктеплоэнерго" Вячеслав Солодилов (Уральск) сообщил, что тарифы на теплоэнергию однозначно вырастут с начала 2021 года. Компания планирует подать соответствующую заявку в июле. По его словам, действующие тарифы убыточны, сообщает Уральская газета.
"Долг "Жайыктеплоэнерго" за услуги газа на сегодняшний день – 1,39 млрд тенге. По мере возможности, мы, конечно, долг возвращаем. Но у организации других долгов нет, ни по зарплате работников, ни в налоговом комитете, за поставку материалов для предприятия поставщикам мы тоже ничего не должны", – заявил Вячеслав Солодилов.
В сентябре 2019 года ГКП на ПХВ "Бурабай су арнасы" сообщило порталу Informburo.kz, что по итогам деятельности 2018 года ей утверждён компенсирующий тариф на 3,65 тенге\м3 меньше запланированного.
"Что в свою очередь приведет к убытку, так как прогнозируемый доход будет снижен на 3,5 млн тенге", – сообщили в организации.
Летом прошлого года Роман Скляр рассказал, что за последние годы построено и реконструировано 29 тысяч км сетей водоснабжения и водоотведения. Это позволило снизить износ водопроводных сетей по республике до 52%, канализационных сетей до 57%.
"К 2025 году планируется обеспечить централизованным водоснабжением 80% сел и 100% в городах. В целом по стране 90,2% всего населения или 16,5 млн человек имеет доступ к централизованному водоснабжению, в том числе в городах – 10 млн человек, в сёлах – 6,5 млн человек", – заявил тогда Роман Скляр.
По его словам, из 86 городских населённых пунктов канализационно-очистные сооружения (КОС) имеются только в 58, средний износ их составляет более 60%. Необходима реконструкция КОС в 26 и строительство в 27 городах. Для решения данной проблемы необходимо по предварительным оценкам порядка 330 млрд тенге.
Источник: https://informburo.kz/cards/kak-izmenyatsya-tarify-na-kommunalnye-uslugi-v-2020-godu.html